Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
- Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»
- Положение о разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»
- Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»
Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют 2 группы компенсирующей направленности:
– разновозрастная группа компенсирующей направленности с иными ОВЗ
«Колокольчики»
— разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
1. | Постановление Правительства ХМАО — Югры от 5 сентября 2013 г. N 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации» | смотреть |
2. | Постановление Правительства ХМАО — Югры от 05.09.2013 N 359-п (ред. от 07.07.2017) «О Порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации» | смотреть |
3. | Положение о ППк МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка» | смотреть |
4. | Положение об оказании логопедической помощи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка» | смотреть |
5. | Положение о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка» | смотреть |
6. | Положение об организации инклюзивного образования детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка» | смотреть |
Ребенок-инвалид получает дошкольное образование в соответствии с адаптированной образовательной программой для ребенка-инвалида, разработанной на основе индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными казенными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют квалифицированные педагогические работники: учителя-логопеды , учитель-дефектолог и педагог-психолог.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ФФНР, ОНР) МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра МБДОУ «Детский сад 317 «Незнайка»
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»
Доступная среда в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»:
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
1. Кабинет учителя-логопеда, «Логопункт»
Расположен на втором этаже
Предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми по оказанию необходимой коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений у детей. В кабинете предусмотрены по 2 рабочих места педагога и 8 рабочих мест для занятий сдетьми.
В кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками детского сада. Кабинет оснащен современной мебелью, логопедическими партами, магнитной доской, наглядным пособием, персональным компьютером, имеется зона для развития артикуляционной моторики и постановки звуков, развития речевого дыхания.
2. Кабинет педагога-психолога / учителя — дефектолога
Расположен на первом этаже
Рабочее место педагогов-психологов, оборудованное письменным столом и компьютером, зона для консультативной работы с родителями, педагогами, диагностический коррекционный блок для индивидуальной, малоподгрупповой работы с детьми.
Кабинет оснащен современной мебелью, персональным компьютером с программой СИРС (система интенсивного развития способностей), наглядным пособием, дидактическими играми.
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220922_135829.jpg)
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220922_140101.jpg)
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220922_140119.jpg)
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. Музыкальный зал
Расположен на втором этаже
Музыкальный зал – изолированное помещение, при зале оборудована кладовая для хранения музыкального инвентаря. Оснащен современными музыкальными инструментами, имеется мульмедийное оборудование, электронное пианино, колонки.
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/Aktovyy-zal-1-1-300x138.jpg)
2. Кабинет дополнительного образования
Расположен на первом этаже
Оснащен специальным оборудованием, персональными компьютерами в количестве 6 шт., с компьютерными программами по обучению детей игре в шахматы «Динозаврики играют в шахматы».
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220922_135417-146x300.jpg)
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220922_135252-300x139.jpg)
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220922_135222-138x300.jpg)
3. Центр безопасного дорожного движения
Расположен в рекреации на третьем этаже
Оснащен игровым обучающим оборудованием: дорожные знаки, машины, рули, светофоры, детские костюмы инспектора ГИБДД, жезлы и др.
4. Мини-музей «Горница»
Расположен в рекреации на третьем этаже
Оснащен детской мебелью в стиле русской избы (стол, скамьи, сундуки, плетени и др.), домашней утварью (посуда деревянная, хохлома), макет русской печки, выставка детского творчества по народным игрушкам (дымка, филимоновская игрушка и др.), веретено, прялка и другое.
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220927_093329-138x300.jpg)
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220927_093427-139x300.jpg)
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220927_093452-139x300.jpg)
5. Мини-музей воинской славы
Расположен в рекреации на втором этаже
Оснащен архивными документами (фотографии, письма); выставка семейных реликвий: ордена и юбилейные медали, карманные часы, Военная форма, Макеты военной техники «Самолет», «Танк Т-34», «Вечный огонь», Художественная литература о пионерах-героях, рассказы о военных событиях, военном времени, лэпбуки «Города-герои», «Книга памяти», самодельные макеты «Военная база», «Командный пункт (штаб)», модели, солдатики и др.
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220927_101505.jpg)
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/9-maya-3-1-138x300.jpg)
6. Центр детского конструирования
Расположен в рекреации на третьем этаже
Оснащен наборами для детского конструирования, лего-наборы по разным тематикам.
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/IMG_20220927_094629-10-300x138.jpg)
Объекты спорта приспособленные для использования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.Спортивный зал
Расположен на третьем этаже
Помещение физкультурного зала предназначено для занятий физической культурой, проведения утренних гимнастик, спортивных развлечений и спортивных праздников. Спортивный зал – изолированное помещение. Оснащен современным спортивным оборудованием. Имеются будоматы, мячи, степ-платформы, гимнастические палки, обручи, мелкое раздаточное спортивное оборудование и др. Оснащен детскими спортивными тренажерами, на подгруппу детей.
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/Sportzal4-300x138.jpg)
![](https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2022/09/Sportzal3-300x138.jpg)
2. Спортивная площадка на территории детского сада
Спортивная площадка выполняет функцию спортзала на свежем воздухе. Здесь также, как и в физкультурном зале проводятся занятия по физической культуре, утренние гимнастики, спортивные праздники.
Оснащена спортивным оборудованием (футбольные ворота, волейбольная сетка, доски для метания, для лазания, бумы, бревна, спортивные комплексы с баскетбольными корзинами и др.)
Специальных условий питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Положение об охране жизни и здоровья обучающихся в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»
Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 17 «Незнайка» создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с особыми образвательными потребностями, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время возможностями помещения Учреждения укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.
МБДОУ «Детский сад № 17 «Незнайка» включено в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
В МБДОУ «Детский сад № 17 «Незнайка» созданы следующие условия для слабовидящих:
- нанесена контрастная маркировка на краевые ступени лестничных маршей, выделены предупредительными желтыми фактурами
- имеется пандус
- лифт для передвижения с 1-го на 3-ий этаж
- Разработана версия официального сайта МБДОУ для слабовидящих.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется. В целях качественного осуществления образовательной деятельности педагогам в ДОУ обеспечен доступ к информационно — телекоммуникационным сетям и базам данных, который осуществляется с персональных компьютеров (ноутбуков, планшетных компьютеров и т. п.), подключенных к сети интернет. Доступ к сети Интернет есть в кабинетах административного назначения.
Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом ДОУ и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Договор на предоставление услуг доступа к сети Интернет заключен с компанией «Ростелеком».
Скорость доступа к сети Интернет — 2 Мбит/сек.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников.
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в образовательной организации нет.
В МБДОУ имеются следующее электронное интерактивное оборудование, используемое педагогами для осуществления образовательной деятельности:
- интерактивная доска,
- мультимедийное оборудование,
- интернет.
Общежития и места для проживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предоставляются.